Гибридные Байдарки: Олонка, Стайер, Шуя 1, Шуя 2, Шуя 3, Онега 2 - производства «Тритон-Лтд» г. Санкт- Петербург.

                                                                                      Константин Галкин – главный конструктор «Тритон-Лтд»

  Гибрид - это производная от каркасной схемы, где весь продольный силовой пояс (привал, фальшборт и стрингера), заменён полнопрофильным, многокамерным пневматическим элементом высокого давления. От каркасной схемы оставлены лишь достаточно развитые шпангоуты, штевни и комплект кильсонных элементов. Зачем и почему это сделали? Дело в том-что процедура продольного растяжения оболочки в каркасной схеме, довольно трудоёмкая и зачастую раздражает владельцев лодок. Все хотят облегчённой сборки, но не в ущерб ходовым характеристикам. Тогда почему не каркасно-поддувная (КНБ) схема. В каркасно-поддувной (КНБ)компоновке задача надувного элемента обеспечивать лишь поперечное натяжение оболочки, а продольное натяжение всё также обеспечивается установкой продольных элементов каркаса. В гибридной же схеме надувному элементу передано  больше функций.   Благодаря особой (спирально-реданной) конструкции пневматический элемент в гибридной схеме байдарок серии «Шуя» обеспечивает как продольное, так и поперечное натяжение донной части растягивая её в нужном направлении, необходимом для правильного формообразования.

 Теперь как отличить, что есть что? Где граница и чем отличается, например, гибрид от надувной байдарки с установленными в ней элементами каркаса, а так же вставными жесткими штевнями в носовой и кормовой части лодок. Недостаточно просто уложить на дно трубу и назвать байдарку-гибридом, что делают некоторые производители.

 Вернёмся к конструкции гибридных байдарок производства «Тритон-лтд» г. СПб.  Первое отличие — это то, что посадочные места гребцов установлены на каркасе и вертикальные нагрузки от веса экипажа (это важно) передаются на кильсон! При этом бортовой надувной элемент работает только в горизонтальной плоскости. При такой схеме каждый шпангоут образует жёсткий треугольник между кильсоном и двумя бортовыми элементами. В сумме образуется жёсткая связь между килевой и привальной линией. В надувной байдарке жёсткая связь между кильсоном и баллонами не используется, а сидение как правило устанавливается на дно, либо подвешивается или укладывается на баллон, а иногда совсем отсутствует.   Однако без связи кильсона и борта, даже используя надувное дно, невозможно обеспечить правильную (килеватую) форму донной части лодки и придать ей необходимые ходовые свойства.

 В отличии от надувной, гибридная схема  более привлекательна для «гладкой» воды, будь то река, ветреное озеро или прибрежная морская зона. Основное противодействие лодке, в такой ситуации, оказывают волнение и ветер, причём вектора и величины этих сил могут постоянно меняться. В условиях волнения основой безопасности становится способность противостоять стихии и вот тогда устойчивость на курсе при ветре, скорость и управляемость невозможно переоценить. Очевидно, что поведение любого объекта в таких условиях во многом будет определятся соотношением форм погружённой и надводной частей. Пример, воздушный шарик, просто надутый или надутый и частично заполненный водой перемещаются ветром по воде с разными скоростями. С байдарками тоже самое, чем глубже подводная часть, тем меньше (при прочих равных) сказывается воздействие волны и ветра.

 Исходя из этих соображений в гибридной схеме байдарок «Шуя» (в отличии от надувной и надувной с элементами каркаса) большое значение придаётся донной (погруженной в воду) части лодки. Используя жёсткую схему шпангоутов, расчётное поперечное натяжение и благодаря Архимедовой силе донная часть приобретает симметрично-ланцетовидную поверхность от штевней к миделному сечению, образуя переменную «V-образную» форму в нужных местах. При этом шпангоуты (места приложения сил тяжести экипажа) жёстко связаны с донной (водоизмещающей) частью лодки. Такая схема гарантирует стабильную центровку при расчётной рабочей загрузке. Конструкция шпангоутов позволяет использовать полноценные штевневые элементы, необходимые для формирования правильной, удлинённой и заострённой ватерлинии, а как известно форма ватерлинии существенно влияет на ходовые качества лодки. Ещё одним из важнейших показателей является обитаемость (внутренний полезный объём для экипажа и загрузки вещей). В обычной надувной  байдарке проблема обитаемости встаёт очень остро. Объём внутреннего пространства между баллонами (кокпита) напрямую зависит от ширины всей лодки, диаметра бортового баллона и толщины дна.  Грубо говоря ширина кокпита — это общая ширина минус 2 диаметра баллона. Если принять, что общая ширина байдарки не должна превышать 1050мм (в противном случае эффективность гребли байдарочным веслом значительно снижается), а для обеспечения достаточной жёсткости в каждом посадочном месте необходим бортовой баллон диаметром от 260-300мм с избыточным давлением 0,15-0,3 атмосферы, то нетрудно посчитать, что ширина кокпита в зоне посадки, в самом лучшем случае будет равна 1050-(260*2) =530мм, а глубина равной диаметру баллона. Даже опуская дно совсем под баллон мы получим весьма скромные параметры. Если учесть, что для улучшения ходовых характеристик лодки необходимо уменьшать ширину, а как следствие уменьшается и обитаемость, и комфортность, то места для конструкторского манёвра остаётся совсем немного.

  Очень существенная разница в конструкции гибридного надувного баллона байдарок «Тритон» и бортового баллона надувной лодки и так называемых  «гибридов» других производителей . Не вдаваясь в детали, у гибридного баллона байдарок линейки «Шуя» и «Онега 2»  как правило нет двух одинаковых сечений, и к тому-же, высота в основных сечениях больше ширины в 1,32 раза. Эту величину можно обозначить каким-нибудь коэффициентом, значения которого колеблются от 1 и до 1,5. В общем, в заданном сечении профиль баллона может быть в виде прямой или наклонной сплющенной восьмёрки с разными радиусами в верхней и нижней части. Использование такого приёма позволяет нарушить прямую зависимость между шириной ватерлинии и обитаемостью лодки, а если учитывать возможность изменения высоты борта шпангоутами, то можно по параметрам кокпита( соответственно и вместительности ) вплотную приблизится к каркасно-поддувной (КНБ) конструкции. Высокая безопасность , остойчивость байдарок такова, что лодку возможно перевернуть лишь, если это делать специально и приложить не мало усилий. При повреждении дна байдарки, лодка остается на плаву и может продолжать движение, вероятность повреждения баллонов минимальна. Так же у байдарок  Онега, Шуя 3 (часто приобретается для семейного активного отдыха с детьми), четыре независимых  контура баллонов, что в комплексе с высокой остойчивость обеспечивает  максимальную безопасность на воде. Отдельно о размещении экипажа в байдарке, сидения максимально комфортные и удобные, как для гребцов, так и для пассажиров.

 Это то, что вам нужно!

 Гибридные байдарки: Шуя 1, Шуя 2, Шуя 3, Онега 2! И новинки гибридной серии от «Тритона» - байдарки Олонка и Стайер


Комментарии