0р.
Оформить заказ
Константин Галкин – главный конструктор «Тритон-Лтд»
Гибрид - это производная от каркасной схемы,
где весь продольный силовой пояс (привал, фальшборт и стрингера), заменён
полнопрофильным, многокамерным пневматическим элементом высокого давления. От
каркасной схемы оставлены лишь достаточно развитые шпангоуты, штевни и комплект
кильсонных элементов. Зачем и почему это сделали? Дело в том-что процедура
продольного растяжения оболочки в каркасной схеме, довольно трудоёмкая и
зачастую раздражает владельцев лодок. Все хотят облегчённой сборки, но не в
ущерб ходовым характеристикам. Тогда почему не каркасно-поддувная (КНБ) схема.
В каркасно-поддувной (КНБ)компоновке задача надувного элемента обеспечивать
лишь поперечное натяжение оболочки, а продольное натяжение всё также
обеспечивается установкой продольных элементов каркаса. В гибридной же схеме
надувному элементу передано больше функций. Благодаря особой
(спирально-реданной) конструкции пневматический элемент в гибридной схеме
байдарок серии «Шуя» обеспечивает как продольное, так и поперечное натяжение
донной части растягивая её в нужном направлении, необходимом для правильного
формообразования.
Теперь как отличить, что есть что? Где граница и
чем отличается, например, гибрид от надувной байдарки с установленными в ней
элементами каркаса, а так же вставными жесткими штевнями в носовой и кормовой
части лодок. Недостаточно просто уложить на дно трубу и назвать
байдарку-гибридом, что делают некоторые производители.
Вернёмся к конструкции гибридных байдарок
производства «Тритон-лтд» г. СПб. Первое отличие — это то, что посадочные
места гребцов установлены на каркасе и вертикальные нагрузки от веса экипажа
(это важно) передаются на кильсон! При этом бортовой надувной элемент работает
только в горизонтальной плоскости. При такой схеме каждый шпангоут образует
жёсткий треугольник между кильсоном и двумя бортовыми элементами. В сумме
образуется жёсткая связь между килевой и привальной линией. В надувной байдарке
жёсткая связь между кильсоном и баллонами не используется, а сидение как
правило устанавливается на дно, либо подвешивается или укладывается на баллон,
а иногда совсем отсутствует. Однако без связи кильсона и борта,
даже используя надувное дно, невозможно обеспечить правильную (килеватую) форму
донной части лодки и придать ей необходимые ходовые свойства.
В отличии от надувной, гибридная схема
более привлекательна для «гладкой» воды, будь то река, ветреное озеро или
прибрежная морская зона. Основное противодействие лодке, в такой ситуации,
оказывают волнение и ветер, причём вектора и величины этих сил могут постоянно
меняться. В условиях волнения основой безопасности становится способность
противостоять стихии и вот тогда устойчивость на курсе при ветре, скорость и
управляемость невозможно переоценить. Очевидно, что поведение любого объекта в таких
условиях во многом будет определятся соотношением форм погружённой и надводной
частей. Пример, воздушный шарик, просто надутый или надутый и частично
заполненный водой перемещаются ветром по воде с разными скоростями. С
байдарками тоже самое, чем глубже подводная часть, тем меньше (при прочих
равных) сказывается воздействие волны и ветра.
Исходя из этих соображений в гибридной схеме
байдарок «Шуя» (в отличии от надувной и надувной с элементами каркаса) большое
значение придаётся донной (погруженной в воду) части лодки. Используя жёсткую
схему шпангоутов, расчётное поперечное натяжение и благодаря Архимедовой силе
донная часть приобретает симметрично-ланцетовидную поверхность от штевней к
миделному сечению, образуя переменную «V-образную» форму в нужных местах. При
этом шпангоуты (места приложения сил тяжести экипажа) жёстко связаны с донной
(водоизмещающей) частью лодки. Такая схема гарантирует стабильную центровку при
расчётной рабочей загрузке. Конструкция шпангоутов позволяет использовать
полноценные штевневые элементы, необходимые для формирования правильной,
удлинённой и заострённой ватерлинии, а как известно форма ватерлинии
существенно влияет на ходовые качества лодки. Ещё одним из важнейших
показателей является обитаемость (внутренний полезный объём для экипажа и
загрузки вещей). В обычной надувной байдарке проблема обитаемости встаёт
очень остро. Объём внутреннего пространства между баллонами (кокпита) напрямую
зависит от ширины всей лодки, диаметра бортового баллона и толщины дна. Грубо
говоря ширина кокпита — это общая ширина минус 2 диаметра баллона. Если
принять, что общая ширина байдарки не должна превышать 1050мм (в противном
случае эффективность гребли байдарочным веслом значительно снижается), а для
обеспечения достаточной жёсткости в каждом посадочном месте необходим бортовой
баллон диаметром от 260-300мм с избыточным давлением 0,15-0,3 атмосферы, то
нетрудно посчитать, что ширина кокпита в зоне посадки, в самом лучшем случае
будет равна 1050-(260*2) =530мм, а глубина равной диаметру баллона. Даже
опуская дно совсем под баллон мы получим весьма скромные параметры. Если
учесть, что для улучшения ходовых характеристик лодки необходимо уменьшать
ширину, а как следствие уменьшается и обитаемость, и комфортность, то места для
конструкторского манёвра остаётся совсем немного.
Очень существенная разница в конструкции
гибридного надувного баллона байдарок «Тритон» и бортового баллона надувной
лодки и так называемых «гибридов» других производителей . Не вдаваясь в
детали, у гибридного баллона байдарок линейки «Шуя» и «Онега 2» как
правило нет двух одинаковых сечений, и к тому-же, высота в основных сечениях
больше ширины в 1,32 раза. Эту величину можно обозначить каким-нибудь
коэффициентом, значения которого колеблются от 1 и до 1,5. В общем, в заданном
сечении профиль баллона может быть в виде прямой или наклонной сплющенной
восьмёрки с разными радиусами в верхней и нижней части. Использование такого
приёма позволяет нарушить прямую зависимость между шириной ватерлинии и
обитаемостью лодки, а если учитывать возможность изменения высоты борта
шпангоутами, то можно по параметрам кокпита( соответственно и вместительности )
вплотную приблизится к каркасно-поддувной (КНБ) конструкции. Высокая
безопасность , остойчивость байдарок такова, что лодку возможно перевернуть
лишь, если это делать специально и приложить не мало усилий. При повреждении
дна байдарки, лодка остается на плаву и может продолжать движение, вероятность
повреждения баллонов минимальна. Так же у байдарок Онега, Шуя 3 (часто
приобретается для семейного активного отдыха с детьми), четыре
независимых контура баллонов, что в комплексе с высокой остойчивость
обеспечивает максимальную безопасность на воде. Отдельно о размещении
экипажа в байдарке, сидения максимально комфортные и удобные, как для гребцов,
так и для пассажиров.
Это то, что вам нужно!
Гибридные байдарки: Шуя 1, Шуя 2, Шуя 3, Онега 2! И новинки
гибридной серии от «Тритона» - байдарки Олонка и Стайер